XYZ анализ продаж. Пример расчета в Excel

XYZ анализ ­(англ. XYZ-analysis) – это способ систематизации ресурсов компании по трем группам на базе их изменчивости (стойкости). Объектами внедрения XYZ-анализа могут выступать разные экономические характеристики компании: размер продаж, выручка, вещественные издержки, количество поставщиков и т.д. Одним из самых всераспространенных направлений внедрения данного способа является определение продуктов, которые имеют устойчивый спрос (объемы продаж), сезонный и случайный. Это дозволяет произвести оптимизацию складских припасов и вызволить доп ресурсы.

Оценка цены бизнеса Денежный анализ по МСФО Денежный анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

XYZ анализ ассортимента продукции. Формула расчета

XYZ-анализ ассортимента заключается в группировке продуктов по трем группам на базе изменчивости их продаж за прошлые периоды. Для проведения анализа нужно выполнить последующий поочередный метод.

На первом шаге осуществляется расчет коэффициента варианты размера продаж (уровня спроса) по каждой товарной группе. Изменчивость продаж оценивается при помощи коэффициента варианты. Формула расчета коэффициента варианты представляет собой отношение обычного отличия к математическому ожиданию размера продаж. Формула имеет последующий вид:

где:

σ – обычное отклонение размера продаж;

xi – размер продаж в период в i-й период;

n – количество рассматриваемых периодов продаж продуктов;

х * – среднеарифметическое значение продаж продуктов.

Смысл коэффициента варианты заключается в оценке процентного отличия размера продаж от среднего значения. Чем больше показатель варианты, тем наименее устойчив размер продаж данного вида продукта.

На втором шаге делается сортировка ассортимента продукции по значению коэффициента варианты и систематизация продуктов по трем группам – XYZ на базе значений коэффициента варианты. В таблице ниже показан аспект оценки и экономическое описание для разных групп продуктов.

Интересно почитать:  Как в excel продлить формулу на весь столбец
Группа Коэффициент варианты Черта класса
Группа «X» 0<V<10% Продукты с более устойчивыми размерами продаж
Группа «Y» 10%<V<25% Продукты с предсказуемыми, но изменчивыми размерами продаж
Группа «Z» V>25% Продукты, владеющие случайным спросом

Видео-урок: «Оценка продаж. Пример XYZ-анализа в Excel»

Пример XYZ анализа размеров продаж продукции в Excel

Для того чтоб лучше осознать смысл XYZ анализа разглядим настоящий пример. В нашем случае есть магазин сотовых телефонов и имеются размер продаж разных марок. Для корректного внедрения анализа нужно, чтоб период продаж рассмотрения был не наименее 4 месяцев.

XYZ анализ ассортимента продукции в Excel

Ассортимент и размер продаж продукции

Дальше нужно высчитать изменчивость размера продаж по каждой товарной группе. На рисунке ниже показан результат расчета коэффициента варианты по продукции. Формула расчета в Excel будет иметь последующий вид:

Коэффициент варианты размеров продаж =СТАНДОТКЛОН(B5:G5)/СРЗНАЧ(B5:G5)

Проведение XYZ анализа продаж товаров

Расчет коэффициента варианты продаж продуктов

На данный момент нужно систематизировать продукты в группу – «X»,»Y» либо «Z». Для этого напишем формулу определяющую класс продукта, и воспользуемся интегрированной формулой «ЕСЛИ» в Excel. Формула будет иметь последующий вид:

Маркетинговый анализ продаж. XYZ анализ ассортимента

Группировка продукции по классам XYZ в Excel

Чтоб было наглядно видно структуру стойкости продаж нужно провести группировку по классам: основное меню Excel → «Данные» → «Сортировка».

XYZ анализ продаж продукции в Excel. Пример расчета

XYZ анализ продаж продукции в Excel. Пример расчета

В итоге мы получим последующую систематизацию продуктов. Телефоны «Lenovo» имеют самый устойчивый спрос, потому что коэффициент варианты составляет всего 8%. Другими словами размер продаж в среднем по месяцам отклоняется на 8%. Компании следует уделить особенное внимание складским припасам данных продуктов. В группу «Y» попали достаточно много разных видов продукции, компании следует оперативно выслеживать складские припасы. Продукты группы «Z» продаются не часто, их припасы могут быть сокращены и компания может работать по предзаказу. XYZ анализ отлично себя зарекомендовал на практике управления припасами и ассортиментом продуктов, также его нередко объединяют с ABC анализом, который дозволяет провести двухкритериальную группировку продуктов. Наиболее тщательно о ABC анализе вы сможете выяснить в моей статье: «ABC анализ продаж. Пример расчета в Excel«.

Интересно почитать:  Как отобразить формулу в ячейке эксель

Резюме

Способ XYZ анализа дозволяет предсказывать устойчивость спроса на продукции, объемы продаж и припасов. Внедрение способа вызволяет доп ресурсы компании и улучшает их бизнес-процессы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector